Когда у меня появился Слэш 4x4, я им по-настоящему проникся. Я перечитал все русскоязычные источники, пересмотрел русскоязычные и англоязычные обзоры, официальный сайт и форум Traxxas, взрыв-схемы шасси. Я катался в парке и на соревнованиях, общался с владельцами. Короче, я неплохо знаю эту модель.
Опытные пилоты в гоночной тусовке не воспринимали модели Traxxas всерьёз, но я не понимал почему. Теперь, когда у меня уже сформировался свой собственный опыт, я могу развёрнуто ответить на этот вопрос.
Технические косяки
Плохие амортизаторы. Пластиковые Ultra shocks, которые стоят на большинстве моделей Traxxas 10 масштаба, имеют слабые штоки, которые легко гнутся (впрочем, этот косяк кажется уже исправили). Алюминиевые Big bore shocks — это аналог ultra shocks, но с качественными штоками. Топчик — неубиваемые GTR shocks, но они дорогие и всё равно не дотягивают по качеству до амортизаторов профессиональных моделей.
Ultra shocks и GTR shocks
Короткие передние амортизаторы. По моим ощущениям шасси имеет недостаточный друп (droop) спереди. Машина требует идеальных приземлений сразу на 4 колеса. Если приземляться сначала передними колёсами — подвеска не справляется, машина бьётся бампером, что приводит к потере контроля. Лечится переносом крепёжных отверстий на бабочке с помощью специальных кастомных деталей, либо установкой задней бабочки вместо передней в сочетании с более длинными амортизаторами (задними).
Подозреваю, что изначально шасси проектировали под Stampede, у которого колёса большего диаметра и там нет такой проблемы.
Слишком мягкие пружины. Даже синие пружины GTR (самые жёсткие в линейке) на мой взгляд недостаточно жёсткие. Надо пробовать пружины от XO-1 или Jato или пружины VG Racing. Беда в том, что амортизаторы GTR имеют нестандартный диаметр — пружины от моделей других производителей не подходят (по крайней мере я пока не нашёл). Возможно подойдут от Losi TEN-SCTE, надо пробовать.
Для амортизаторов ultra shocks и big bore shocks есть опциональные пружины сторонних производителей, но я их не тестировал. Родные прогрессивные пружины (переменной жёсткости) имеют неподходящую жёсткость: слишком мягкие в начале хода и слишком жёсткие в середине хода.
Короткие оси кастер-блоков. Кастер-блоки крепятся к рычагам короткими осями (как сзади), хотя явно напрашиваются более длинные сквозные оси. К счастью, их можно купить отдельно.
Рулевая трапеция на максимальном вывороте трётся о центральный вал. Мелочь в общем-то, но неприятная. Не лечится.
Колёса с нестандартным вылетом. Все современные модели шорт-корсов 10 масштаба (Losi, Tekno, Team Associated) используют диски с более положительным вылетом, чем Слэш. Это значит, что при переходе на другую модель вам придётся менять и колёса. Можно установить на Слэш более длинные рычаги Pro-line ProTrac suspension kit и использовать колёса со стандартным вылетом, но я пока не видел чтобы кто-то из наших пилотов так делал. Кажется эти рычаги сняты с производства.
Нестандартные оригинальные диски. Родные диски имеют ступенчатую форму, в то время как все остальные диски для шорт-корсов имеют цилиндрическую форму. Диски Traxxas надо собирать с оригинальными вставками, которые выполнены из двух склеенных частей. Они расклеиваются при разборке колеса и не годятся для повторного использования. Родные вставки продаются только вместе с родными покрышками, которые нафиг не сдались на трассе. Короче, родные диски — на выброс. Лучшие диски на замену оригинальным — De Racing Speedline Plus.
Диски Traxxas и диски Pro-line
Разные передние и задние привода. Это моя придирка, но всё же не поленюсь её упомянуть. Технически ничто не мешает сделать задние кулаки под такие же подшипники, как спереди, и тогда все 4 привода были бы одинаковыми. Кстати, привода Tekno именно такие.
Слева передние привода, справа задние
Телескопы пластиковых приводов заклинивает от пыли. Легко лечится циклеванием папа-половинки привода, но всё равно косяк неприятный. У классических приводов с костями и чашками такой проблемы нет. Я пробовал привода Tekno, но вернулся на усиленные оригинальные, просто потому что они гораздо тише работают.
Слабые крестовины приводов. Со временем отверстия в ушках разбиваются, пластик течёт, ломается, и привод приходит в негодность. Но, если кататься не больше чем на 2s и не насиловать трансмиссию, привода служат довольно долго.
Плохие уплотнения в дифференциалах. Частая проблема слэшей — подтекание масла из дифференциала через прокладки сателлитов (голубые силиконовые x-ринги). Беда в том, что эти прокладки не продаются отдельно, только в составе ремкомплекта TRA5381. Т.е. чтобы купить две прокладочки за условные 100 рублей, надо купить весь ремкомплект за 600. Оригинальные прокладки ещё и живут недолго: разбухают от масла и их приходится менять чуть ли каждый раз при переборке дифференциала.
Медленная серва. Серва 2075 довольно живучая на самом деле, но медленная. Кататься во дворе или в парке можно на любой серве, а вот для соревнований надо что-то получше. Не стоит путать сервы 2075, 2075X, 2075R. 2075X отличается от обычной 2075 металлическими шестернями и вроде бы больше ничем, а вот 2075R — хорошая быстрая серва, которая идёт в стоке на Traxxas Slash Ultimate Edition. Вот только отдельно она стоит как полторы нормальных китайских сервы или один хороший Savox.
Посредственная аппаратура. Курок со временем начинает туго ходить, из-за чего становится сложно точно дозировать газ. Возможно это происходит из-за попадающей внутрь пыли. Я разбирал пульт в надежде добраться до внутренностей курка и смазать их, но так и не смог этого сделать.
Аппаратура Traxxas TQ имеет минимум регулировок: только триммер руля и реверсы. Аппаратура Traxxas TQi имеет нормальный набор регулировок, но удобно настраивается только триммер руля, остальное — сложной последовательностью кнопочек по принципу азбуки Морзе, либо со смартфона через bluetooth-адаптер Traxxas Link, который сам по себе стоит как китайская аппаратура Radiolink RC4GS с удобными настройками.
Аппаратура TQ и TQi
Что взять на замену? Из дешёвых лично мне нравится аппаратура FlySky GT2B. Неплохо лежит в руке и имеет большой ход курка, что позволяет довольно точно контролировать газ. Но у меня на этой аппаратуре периодически пропадала связь в неожиданный момент, что недопустимо на соревнованиях. Лучше просто один раз в жизни потратиться на хорошую аппаратуру: Futaba, Sanwa, Ko Propo.
Простой регулятор. Штатный регулятор VXL-3s не имеет настроек, только переключение между режимами “спорт”, “гонка”, “тренировка”. Для участия в соревнованиях на первый сезон хватит, но со временем лучше поставить что-то нормальное, например Hobbywing Ezrun Max10 SCT. На нём настраиваются и панч, и драг-брэйк, и сила торможения, и мощности в нём существенно больше. Но непонятно как крепить его к шасси: на двусторонний скотч не приклеишь, т.к. дека имеет рифлёную поверхность. Надо искать переходную пластину. В принципе это не такая уж большая проблема, можно взять готовую модельку для печати на 3D-принтере.
Стоковая БК система Velineon VXL-3s
Медленный мотор? Родной мотор Velineon 3500 kv на мой взгляд слабоват для этого шасси, но, возможно, причина не в моторе, а в регуляторе — выдаёт не так много тока, как хотелось бы.
Это дорого
Вот мы и подошли к самому главному недостатку. Traxxas — это дорого в принципе. Слэш в комплектации Ultimate стоит 560$. Для сравнения: топовое шасси багги 1/8 Tekno EB48 2.0 стоит 600$. Да, это только шасси без колёс и электроники, но мы уже выяснили что электроника и колёса у Слэша не очень, а Tekno — это принципиально другой уровень.
Более дешёвые комплектации Слэша идут с хреновыми амортизаторами, хрупкими рычагами, слабыми приводами и на высокой деке. Изначально тачка сыровата, а доработки потребуют вложений, и в сумме немаленьких. У официального дилера в России (Хобби Центр) конские ценники и многих нужных позиций нет в наличии. Зарубежные магазины не отправляют Traxxas в Россию. К счастью, есть тюнинг от RPM, Pro-line или Tekno.
Это неактуальная модель
Раньше, когда трава была зеленее и всё такое, было коммьюнити слэшеводов, а сейчас уже нет. Кто-то забросил хобби, кто-то ушёл в более спортивные классы, кто-то ушёл в башинг. Раньше существенный вклад в движуху вокруг Слэшей в Москве вносил Дима Extrahobby. У него можно было приобрести запчасти по хорошим ценам или купить Слэша в виде кита (без электроники и колёс). Насколько мне известно, сейчас он прекратил всю деятельность по машинкам.
В Москве в 2020-2021 годах соревнования в классе шорт-корс 1/10 проходили в основном на ковровом покрытии, которое для Слэша не очень подходит, впрочем как и для всего класса шорт-корс 1/10 4wd. Эти модели гораздо интереснее едут на грунте.
Летом 2021 была одна гонка на грунтовой трассе RC Cross в Перово, мне там очень понравилось на Слэше, но это была всего одна гонка за сезон. Можно кататься на трассе Кросс Арена в Подольске, но она больше подходит для багги и трагги 1/8, на шортах 1/10 там тяжко.
Устарел ли Слэш технически? 2wd — однозначно да, 4wd — нет. Из Слэша мог бы получиться отличный моно-класс, наподобие грузовичка Tamiya TT-01 в on-road, но при условии исправленных косяков и доступной цены. Как я понимаю, это не в интересах Traxxas. На сегодняшний день Traxxas — это не гоночные тачки в том смысле, что они спроектированы не для гонок. Просто посмотрите рекламные видосы Traxxas, там нет гонок. Раньше, когда все гоняли на коллекторных моторах и NiMH аккумах, когда гонки были мэйнстримом — Traxxas делали гоночные тачки (Bandit — это багги, Rustler — стадиум трак). Сейчас гонки стали другими. Модели стали быстрее, легче и обросли кучей настроек шасси. А Слэш так и остался в 2008.
В итоге
Слэш на сегодняшний день — это модель для новичков, либо для чудиков вроде меня. Я нашёл чем заменить слабые прокладки в дифференциалах, нашёл как привезти запчасти из Америки в обход Хобби Центра, придумал как увеличить передний друп, устранил все устранимые косяки на своей модели, купил весь ряд оригинальных пружин для амортизаторов. В принципе я даже могу точить поршни для амортизаторов из делрина на замену штатным…
Зачем это всё? Не знаю, мне просто нравится. На мой взгляд доработанный Слэш вполне неплох. Он легче своих конкурентов (Losi, Tekno), а значит может показать хорошее время на трассе. Ждём летний сезон 2022 года, чтобы проверить на что он способен с моими руками.